Дать рекламу
Лечебный центр "Астрея"
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 19 сентября 2018 г 06:18

Блоги

19 Окт 2017 18:03

АНТИРЕКЛАМА

Вы любите рекламу?

Я так и слышу возмущенный хор: конечно же, нет! Она мешает смотреть футбол и сериалы, она лезет в глаза и уши, от нее нигде прохода нет!

И это будет неправда. Рекламу любят все.

Даже если внешне это не проявляется, если мы демонстративно гасим звук телевизора на время рекламных роликов – все мы послушно следуем ее указаниям и законам, покупаем, носим, едим и пьем то, что она нам скажет.

Реклама – двигатель торговли, куда ж деваться. А деваться куда-то и впрямь хочется.

Что ж, поговорим о рекламе. Что это за зверь, почему она бывает полезной и вредной.

Сразу оговоримся, что есть реклама – и есть реклама.

Конечно, нельзя разделить рекламный мир на два отдельных лагеря, провести четкую границу: вот здесь кончается одно и начинается другое. Слишком много промежуточных состояний, переплетений. Но можно отчетливо выделить два полюса, к которым реклама тяготеет. Условно назовем их «нижний» и «верхний».

Реклама нижнего полюса – это в чистом виде информация. Там-то и там-то имеется такой-то товар по такой-то цене. Звонить два раза, спросить Васю. Точка.

Такая реклама в общем безвредна, так как никому ничего не навязывает. Нужна информация – пользуйся, нет – проходи мимо. Конечно, и здесь необходимы определенные регламенты: не пропагандировать насилие, наркотики, соблюдать нормы размещения и т.д. Но при выполнении этих нехитрых требований против такой рекламы никто возражать не станет. Еще и потому, что без нее просто невозможны какие-либо товарообменные отношения. Если никто не будет знать, где находится булочная, то не только булочник ничего не продаст, но и мы сами останемся без хлеба.

Нетрудно заметить, что на нижнем полюсе практически нет простора для творчества. Это ремесло, причем весьма непритязательное. Объявления в столбцах газетах и на уличных столбах.

Верхний полюс – совсем другое дело. Это выверенные слоганы, тексты, сценарии, режиссура, высокохудожественная фото- и видеосъемка. Дорогие «звезды», логотипы и бренды. Телевидение и толстые глянцевые журналы. Фестиваль «Каннские львы» и международное признание. Здесь для творчества и для заработка просторы неоглядные.

Но именно здесь сидит «гвоздь в ботинке» (и не простой, а отравленный), который делает рекламу верхнего полюса не только не полезной, но и прямо вредной.

Это не реклама товара. Нет, товар, конечно, тоже представляют, показывают в лучшем свете. Но убедить покупателя в качествах товара – не конечная и не главная цель. Цель – заставить купить, а это другое дело.

Как это делается?

Реклама погрубее говорит просто: если ты не приобрел какую-то вещь – ты лох. Если жена берет два флакона обычного моющего средства вместо одного «Фэйри» – она неэкономная. А если у тебя шестой айфон, а у соседа седьмой – она уйдет к соседу.

Как ни странно, при всей своей вульгарности такой подход очень эффективен. Что делалось в ГУМе в день начала продаж тех же седьмых айфонов? Таких очередей со времен советского дефицита не бывало. А ведь в этой толпе наверняка было немало вполне разумных людей! Но – поддавшихся на соблазн: если у меня первого новая игрушка – я круче всех. Людей в чистом виде развели на понты.

Да, кстати, а какое средство для мытья посуды покупаете вы сами? Только не рассказывайте, что не «Фэйри».

Разумеется, далеко не все ведутся на такое детское «слабо». Для гурманов приготовлено блюдо потоньше.

Эта рафинированная реклама никого не принижает. Напротив, она с порога заявляет: вы хороший человек, вас все должны любить.

Уже это должно настораживать: а с какого, собственно, перепугу? Я что, спас чью-то жизнь? Совершил открытие? Посадил дерево, построил дом, вырастил сына? Может, я просто человек невероятно высоких душевных качеств? Нет, об этом не упоминается, эти «мелочи» не существенны. Но кто же откажется от утверждения, что он хороший человек? Вот и все, наживка проглочена.

А дальше следует: раз вы такой хороший – то вы достойны самого лучшего (кофе/костюма/автомобиля/гигиенических прокладок – нужное подчеркнуть). И если вы купите самую лучшую вещь – то вы вообще будете просто ангел во плоти.

То есть не надо ни о чем думать – за вас уже подумали. Не надо стараться стать лучше, не надо совершать поступков. Душа из процесса выключена: надо просто купить – и ангельская сущность вам обеспечена.

Даже безобидный «Орбит без сахара» подается не просто так, что «вы можете его пожевать, чтобы у вас не было кариеса». Нет, вы должны его жевать, потому что тогда у вас будет улыбка в 32 зуба и тогда все сразу поймут, какой вы замечательный человек!

Математически упростив выражение, получаем в остатке: ценность человеческой личности определяется наличием «Орбита» в кармане. В этом вся современная реклама верхнего полюса, при всем внешнем разнообразии. Просто и цинично, зато действенно.

Хуже всего то, что это не побочный эффект. Это осознанная, специально заточенная информационная политика, направленная на смену системы ценностей от человека к вещам.

Говорят, людей надо любить, а вещами – пользоваться. Реклама старается убедить нас в обратном. И преуспевает.

Что же за злодеи это придумали? Оказывается, вовсе не злодеи.

Реклама нижнего полюса формировалась вместе с развитием рыночных отношений, то есть на протяжении веков и в разных уголках планеты, где возникали очаги цивилизации. В отличие от нее, появление рекламы верхнего полюса можно локализовать в пространстве и времени абсолютно точно. Это США, 50-60-е годы XX века.

В стране, сказочно разбогатевшей на двух мировых войнах, вдруг осуществилась «американская мечта». Средний американец имеет стабильный доход, машину, дом (на худой конец – просторную квартиру), обставленный всем необходимым для комфортной современной жизни. У него есть непыльная работа, свой доктор, время, места и средства для досуга, плюс даже кое-какие социальные гарантии. В магазинах продается все, вплоть до птичьего молока, и все доступно. Его дети сыты и одеты, учатся в школе. Чего еще желать?

Конечно, далеко не все жители страны имели такой уровень жизни, но беднота рынок не формирует. А вот самая платежеспособная часть населения вдруг перестала покупать! Действительно, зачем нужно раз в три года приобретать новую машину, если старая при хорошем уходе прослужит еще лет десять? То же – холодильник, стиральная машина, телевизор: все это есть, и с хваленым американским качеством! Конечно, какие-то вещи со временем устаревают, снашиваются, выходят из строя; появляются новые семьи, которым тоже нужно обставиться. Но такие темпы потребления, конечно, никак не удовлетворяют рынок, на который автомобили и холодильники поступают ежедневно тысячами, всё новых модификаций.

Что делать?

Снижать объемы производства? Значит, лишать себя доходов, а кроме того, лишить работы и доходов немалую часть своих же собственных потенциальных покупателей. Не говоря уже о неизбежных социальных потрясениях, которые рынку тоже не на пользу.

Снижать надежность продукции? Есть основания полагать, что частично этот метод используется. Электронный блок современной стиральной машинки выходит из строя как раз тогда, когда данная модель уже снята с производства, и клиент, вместо того, чтобы сменить блок (самый, кстати, недорогой узел), вынужден покупать новый агрегат целиком. Но на таком «движке» далеко не уедешь: есть опасность, что именно за счет надежности обгонят конкуренты.

Но если производство нельзя приспособить под спрос, значит, потребителя надо приспособить под предложение. Вот и стали втолковывать людям, что их собственная ценность равна нулю, она определяется только количеством модных вещей. Как оказалось, внушить это проще простого, особенно если зомбирование ведется с детства. Тем более, что в истории человечества кич, дорогие вещи всегда были атрибутом избранности, элиты, аристократии. Так что в целом ничего нового.

Формируемая такой рекламой нехитрая система ценностей делает из людей идеальных потребителей, которые не задумываются, а просто идут и покупают. Причем формула универсальна, с ее помощью можно продавать все что угодно, от презервативов до миллиардных яхт. Ее охотно приняли на вооружение и политики: оглупевшей массой легче управлять.

При этом специалисты, разрабатывавшие такую методику, конечно, были циниками, но вовсе не имели в виду глобально навредить человечеству. Просто для предложенной задачи было найдено самое незатратное и эффективное решение. Как говорится, только бизнес – и ничего личного.

Не нужно христианских проповедей, чтобы доказать, что общество, полностью замкнутое на потребительство, будущего не имеет. Для развития социума в нем должен быть гормон роста – определенный процент людей, чьи интересы выходят за рамки потребления. Но при тотальном оболванивании этот процент становится исчезающе мал. Реклама не разбирает, кто ее смотрит – будущий сутенер или будущий Эйнштейн, – и все мозги промывает одинаково.

А что дальше? Запретить рекламу верхнего полюса? По уму, надо бы, но не получится.

Христос в свое время не постеснялся изгнать из храма меняющих и продающих. Но приходится признать, что у Него было гораздо больше возможностей, даже чисто человеческих. Достаточно было напомнить несколько слов из Писания, как поголовно верующие евреи охотно признали Его правоту, и даже фарисеи «ради народа» побоялись немедленно «возложить на Него руки». В современном мире такие варианты уже не рассматриваются: Тотальный запрет на рекламу возможен только в жестко тоталитарном обществе – типа социалистической Кореи или стран шариата. Кроме того, как уже говорилось выше, невозможно провести четкую границу, однозначно определить: вот эта реклама – нижнего полюса, а вот эта – верхнего.

Выходит – тупик, из которого уже никуда не деться. Или все-таки есть шанс?

Версия для печати

Публикации блога:

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Перейти к списку статей блога “Лазаревич Иван”

Реклама

  • Кондитерский цех "Александра", г. Солнечногорск

Недвижимость

  • 03.09.2018 11:52:24

    Офис

    Рядом ст.Крюково, 2 комнаты+ коридор+ сан узел. Общая площадь нежилых помещений 37 кв.м. Цена со всеми комун. услугами, видеонаблюдение, домофон.…

  • 31.08.2018 09:29:06

    Продаю 1к кв Голубое, Родниковая, корпус 5.

    ПРОДАЮ 1к кв Голубое, Родниковая, корпус 5. Солнечногорский район, 25 км от МКАД. Новый развивающийся район вблизи Пятницкого ш., детские и спортивные…

  • 16.08.2018 19:34:21

    Спортивный зал

    Аренда помещений для различных мероприятий
    (семинары, тренинги, обучение, фитнес,
    танцкласс, массаж и др.)

  • 26.07.2018 17:49:28

    гараж-бокс

    ПРОДАМ ГАРАЖ  СРОЧНО! Адрес: Зеленоград, корп.1502, 1 этаж, удобный въезд, видеонаблюдение, охрана, круглосуточный доступ, отопление, пожарная…

  • 13.06.2018 17:06:30

    Продаю гараж СПК Медик

    Продаю гараж СПК Медик, собственник, 35м2
    ж/б, погреб, яма, внутри обит вагонкой, долгов
    по чл.взносам нет, на кадастре стоит

  • 04.05.2018 15:28:09

    Дом в деревне ПМЖ

    Продается старый деревянный дом 40 м2, изба с печкой + сени.  В доме свет, отопление печное - паровое ( с трубами) Колодец рядом…

  • 23.12.2017 02:04:40

    гараж

    Продам гараж в ГСК *СТРОИТЕЛЬ*, 6 на 4, под
    приватизацию.

  • 16.12.2017 20:21:18

    Участок

    Продам: Участок, 2.400.000 RUB. Солнечногорский район. Никольское Возможно ПМЖ. Площадь: Участок 10 сот. Тип участка - ИЖС В наличии: электричество, газ.    79099225671,…

  • 16.12.2017 20:16:28

    Дача

    Продам: Дача, 4 комнаты 2.500.000 RUB. Солнечногорский район. садовое товарищество Лесная Поляна 3. Возможен торг. Возможно ПМЖ. Площадь: 50 кв.м. Участок…

  • 18.11.2017 01:22:32

    квартира

    Продается 2-комнатная квартира в п. Смирновка Солнечногорского района. Комнаты изолированные. Ремонт делали для себя. Заменены все водопроводные трубы,…

  • Недвижимость и квартиры в районе Зеленоград
www.staneks.ru/